IQ-тестирование ‒ объективно ли? Современный подход к оценке интеллекта и обучению. Теория Множественного Интеллекта

Все мы слышали неоднократно про тесты на IQ или тесты Айзенка, определяющие уровень интеллекта человека. Многие даже пробовали проходить такое тестирование. Существует около 8 типов тестов, определяющие степень развитости мозга человека в различных направлениях – математическом, гуманитарном, визуально-пространственном. Таким образом, тест IQ более-менее объективно сможет определить уровень интеллект для человека с любыми способностями (например, у кого-то больше гуманитарных склонностей, а у кого-то наоборот, выше логически-математические возможности).

Тесты доктора Айзенка сегодня зачастую подвергаются суровой критике в среде психологов. Дают ли эти тесты вразумительный ответ на вопрос − умен ли определённый человек? 

Оценка способностей человеческого мозга - что лучше

Тесты Айзенка не подходят для объективной оценки уровня интеллекта человека

Есть популярная точка зрения, что IQ-тест определяет не столько ментальные способности и возможности мозга, сколько способность человека к обучению в образовательных учреждениях. 

Понимание интеллекта в этом тесте основывается на логике и абстрактном мышлении, поэтому он просто не способен учесть остальные возможности мозга. Да и не всем нужно умение решать логические задачи, например, художники, актеры, спортсмены отлично ладят с людьми, умеют договариваться и заводить важные знакомства, обладают выносливостью и талантами. Однако тест Айзенка зачатую признает их способными «с трудом окончить десять классов».

«Гениальные идиоты» – так иногда называют в быту таких людей.

Новая теория вразрез с общепринятым мнением насчет интеллекта

Говард Гарднер был одним из многих учёных, заинтересовавшихся подобным феноменом. Исследуя строение мозга и особенности мышления таких людей, психолог вывел теорию, доказывающую, что нынешняя трактовка понятия «интеллект» не оценивает человеческий ум комплексно, такая оценка не подходит для всех без исключения типов людей. Говард Гарднер утверждает, что часть способностей незаслуженно отброшена из рассмотрения.

Говард Гарднер - американский ученый, психолог

К исследованиям Говарда Гарднера многие ученые, психологи отнеслись весьма скептично, однако преподаватели во многих странах оценили ее по достоинству, даже изменив свои программы обучения, подкорректировав их под более полную оценку умственным способностей Гарднера.

Например, у некоторых людей могут возникнуть сложности с процессом обучения в школе – где ставка делается на лингвистические и логико-математические способности. Одновременно эти же личности имеют недюжинные способности к музыке или, обладая повышенным телесно-кинестетический интеллектом, могут быть отличными актерами, мастерами, ювелирами, портными.

Согласно серии тестов, IQ таких людей можно причислить к «умственно неполноценным», что в корне неверно. Теория множественных интеллектов

Тест Айзенка в этом отношении смотрится устаревшим.

Теория множественного интеллекта в противовес принятой в мире

Говард Гарднер для лучшего понимания теории множественного интеллекта на своем сайте приводит аналогию человеческого мозга с компьютером.

Теория множественных интеллектов  Г Гарднер kalkpro.ru 

Основная общепризнанная теория интеллекта и способ его оценки по Айзенку изучает способности человеческого мозга как единое целое (как один компьютер и совокупность его возможностей) – в результате появляется градация на высокую производительность (или высокий IQ), среднюю производительность и низкую производительность (низкий IQ).

Теория множественных интеллектов рассматривает и оценивает интеллект человеческого индивида, как совокупность отдельных компьютеров, относительно независимых по отношению друг к другу. Мощность одного компьютера не означает силу (или наоборот слабость) в других.

Теория Множества Интеллектов утверждает, что интеллект человека следует рассматривать не как единое целое (логические способности), а как 9 различных интеллектов, каждый из которых имеет свою направленность. В той или иной мере все мы владеем этими «умами». Ниже представлены виды интеллекта, выделенные Гарднером.

Теория множественных интеллектов СХЕМА - kalkpro.ru

Лингвистический или вербальный интеллект

вербально - лингвистический интеллект

Отвечает за восприятие текстов и речи, за ораторские способности, литературный дар.

Люди, у которых хорошо развит этот тип интеллекта, очень любят писать, обладают даром оратора, ценят анекдоты и афоризмы, легко запоминают фразы из разговоров, нередко графоманы.

Обыкновенно из них получаются хорошие журналисты, писатели, поэты или телеведущие.

Логико-математический интеллект

Логико-математический интеллект

Он-то и отвечает за абстрактное мышление, и у многих людей, у которых не развит этот тип ума, бывают проблемы с учёбой в школе и институте.

Люди, у которых развит логический интеллект, легко решают в уме логические задачи, в школе любят математику и физику, они, как правило, хорошие счетоводы. Совсем как гражданин Корейко из романа «Золотой Телёнок». Они легко систематизируют знания, любят строить планы и алгоритмы.

Из них нередко получаются учёные, юристы, экономисты, программисты, инженеры и бухгалтера.

Визуально-пространственный интеллект

Визуально-пространственный интеллектОтвечает за образное мышление, возможность представить себе полную картину происходящего (как говорил писатель Уильям Голдинг – «видеть внутри головы»), запоминать цвета и внешний облик предмета или явления.

Люди, у которых развит этот тип мышления, любят рисовать, ценят искусство, обладают ярко выраженным эстетическим вкусом и обладают хорошей памятью на лица; не страдают «географическим идиотизмом» в силу того, что легко запоминают то место, где уже один раз побывали, легко ориентируются в пространстве.

В рисунке они легко осваивают перспективу, видят объём, блики и рефлексы. Конечно же, это художники и графики, а также скульпторы. В сочетании с математическими познаниями люди с развитым «художественным видением» легко осваивают специальность архитектора или инженера, приобретают ценное умение легко читать карты и схемы.

Телесно-кинестетический интеллект

Телесно-кинестетический интеллект

Отвечает за способность эффективно управлять своим телом. Люди, у которых развит этот тип интеллекта, обыкновенно ловки, подвижны, завороженно копируют движения знаменитых танцоров и гимнастов, много жестикулируют и любят подвижные игры.

Как правило, это хорошие танцоры, гимнасты, акробаты и хирурги, а также мастера спорта, разнорабочие и ювелиры.

Межличностный интеллект

Межличностный интеллект

Отвечает за организаторские способности, умение показать себя в обществе, способность понимать настроение, чувства и мотивы поведения других людей, воздействовать на них и использовать их слабости.

Обладатели высокого межличностного интеллекта обыкновенно очень любят общение, легко «читают» мимику и жесты других людей, безошибочно угадывают характер человека и хорошо видят различия между людьми.

Они всегда заводят «нужные знакомства» и добиваются уважения в коллективе не за счёт крепости локтей, а за счёт любви окружающих. Предпочитаемые профессии: педагог, социальный работник, священнослужитель, менеджер, управляющий компании.

Личностный интеллект

Личностный интеллектОтвечает за возможность самоанализа и самопознания. Человек с высоким личностным интеллектом, как правило, немного застенчив, часто задумывается о себе, ведёт дневник, умеет наслаждаться одиночеством и использовать его для самоанализа.

Всегда знает, чего хочет, знает о своих возможностях больше окружающих, а также легко планируют свою жизнь. Они – тонкие лирики и хорошие психологи, могут заниматься творчеством.

Природный или натуралистический интеллект

Природный или натуралистический интеллектОтвечает за общение с природой, умение понимать природные инстинкты растений, животных и человека.

Люди с высоким уровнем природного интеллекта с детства любят животных, могут уловить характер того или иного домашнего любимца, любят заниматься садоводством и огородничеством. Такие люди не пропадут в лесу, они хорошо чувствуют настроение зверей и внимательно подходят к поиску съедобных и лекарственных растений.

Издревле такой интеллект ценился в обществе охотников и собирателей и до сих пор выбор профессий для «природного интеллектуала» очень широк: охотник, биолог, врач, агроном, ботаник, эколог, дрессировщик и так далее. Кроме того, обладатели высокого природного интеллекта, как правило, отличные любовники, тонко чувствующие партнёра.

Музыкальный интеллект

Музыкальный интеллектМалоизученный тип интеллекта. Отвечает за слуховое восприятие информации, помогает понимать музыку, слышать мелодии и фальшивые ноты.

Люди с развитым музыкальным интеллектом могут услышать мелодию в хаотичных звуках, умеют сочинять музыку, легко запоминают чужой голос, любят петь, лучше «впитывают» любую информацию под музыку определённого ритма, подбор которого сугубо индивидуален.

Также отмечается, что такие люди чаще всего религиозны, но обычную веру они, как правило, «додумывают» до своих собственных представлений. Предпочитают профессии певцов и музыкантов.

Экзистенциальный интеллект

Экзистенциальный интеллектСамый загадочный тип ума. Учёными однозначно не установлена даже область головного мозга, которая его контролирует. Отвечает за способность осознавать своё место в жизни, задумываться о жизни и смерти, следить за своим и чужим здоровьем.

Обладатели развитого экзистенциального интеллекта легко приспосабливаются к новым условиям среды, практичны и хитры в области выживания, часто задумываются о том, что такое жизнь и смерть, существует ли загробный мир, как появилась жизнь на Земле, и кто был прародителем человечества.

Как правило, такие люди отличаются долголетием, умеют открывать секреты старения и молодости, имеют фантазии на тему иной жизни и бессмертия. О предпочтительной профессии здесь сказать трудно, ведь это может быть и военный, и хороший врач или целитель, и путешественник, и метафизик, и учёный-геронтолог.

Важное значение и практическое применение Теории Множественных Интеллектов  

Сейчас в Америке и некоторых странах Европы уже разрабатываются образовательные программы, которые используют разносторонний подход и включают в себя развитие всех девяти типов интеллекта.

Осознание того, что каждый человеческий мозг обладает совершенно уникальной конфигурацией способностей, меняет в корне поход к обучению людей.

Воспитайте юного гения с правильнмы подходом к обучению

Представьте, что есть два ученика, оба учат таблицу умножения. Одному очень легко дается процесс запоминания, второй мучается, тратит в десятки больше времени. Но! Это не означает, что у второго ученика более слабые когнитивные способности, может даже действовать обратное утверждение – второй ученик возможно обладает более глубоким потенциалом к математике. Например, не пытаясь как первый ученик просто запомнить с помощью визуальной памяти без особого понимания, второй ученик старается рассмотреть и понять все более детально и глубоко.

Если изменить подход и способ донесения информации можно взрастить гениального способного человека. Разностороннее понимание мозга и интеллекта ученика помогает преподавателям успешно развивать и обучать детей, не способных к традиционным методикам образования.

Говард Гарднер утверждает, что важные идеи должны объясняться разными способами – соответственно способностям обучаемых – кто-то запоминает материал лучше всего в процессе игры, кто-то, просто читая материал, некоторые запоминают визуальные разъяснения и так далее.

Нельзя себя и других недооценивать. Каждый человек талантлив по-своему, имеет уникальный набор характеристик мозга, и, если какой-то из интеллектов развит слабее – это не приговор и не сигнал слабых способностей и возможностей человека. Нужно просто правильно оценить весь комплекс, все составляющие интеллекта и найти правильный способ обучения.

В каждом большой потенциал для развития интеллекта

Назад